До недавнего времени процессу адаптации персонала на предприятиях уделялось недостаточное внимание. Поэтому наблюдалась текучесть кадров, что отрицательно сказывалось на показателях производства. Статистика показывает, что в первый рабочий день на новом месте более половины новичков принимает решение об увольнении. Для решения этого вопроса необходимо грамотно организовать адаптационный период новых сотрудников.
Сам процесс на предприятии – сложный, состоит из нескольких этапов. Человеку необходимо привыкнуть к условиям работы, социальной среде, правилам и корпоративной этике. Все это требует от коллектива и от новичка взаимного уважения, заинтересованности друг в друге, активности.
Для комфортного прохождения данного периода в организации должно быть разработано положение, которое включает в себя следующие элементы:
- наставничество – это когда к молодому сотруднику прикрепляется более опытный;
- знакомство с коллективом, включая руководство предприятия;
- ознакомление с историей развития организации, ее ценностями и дальнейшими планами;
- ознакомление с рабочим местом, где непосредственно будет трудиться специалист;
- получение краткой характеристики некоторых членов коллектива для того, чтобы новичку было проще разобраться в жизни организации.
Чем тщательнее будет разработан документ, тем лучше процесс пройдет для новичка, и тем увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.
Кто занимается разработкой положения об адаптации персонала?
Период адаптации расписывается по времени. Каждый этап курируется назначенным ответственным лицом. Все действия регламентируются специальными бумагами.
Документ, который содержит основные направления при вступлении в должность, называется адаптационным листом. Разрабатывается он чаще всего линейным руководителем, он же знакомит новичка с этим документом в первый рабочий день. Бумага для персонала разрабатывается кадровым работником при помощи группы сотрудников.
В некоторых компаниях данное положение разрабатывает сам руководитель организации при участии менеджера по персоналу, психолога. Стараются к данному процессу привлечь всех руководителей отделов, а также юриста, чтобы учесть все юридические аспекты.
Все этапы должны тщательно соблюдаться всеми участниками, чтобы оказывалась реальная помощь при вступлении в должность нового сотрудника.
Общие требования к документу
Универсальной формы данного положения не существует. Поэтому предприятия составляют его в свободной форме, которая утверждается руководителем организации. Составляя бумагу, фактически формируют традиционную модель адаптации в компании. Поэтому важно грамотно и без лишних слов сформулировать основные тезисы положения.
В целом, содержание документа зависит от сферы деятельности организации, ее отношения к сотрудникам.
Одними из важных пунктов являются те, которые описывают действия на этапе испытательного срока. Здесь же указывается ответственное лицо за этот процесс. В документе могут быть приложения, например, график работника на момент испытательного срока.
Рекомендации по составлению положения об адаптации персонала
Документ несет в себе информацию, которая помогает взаимодействовать с новым сотрудником.
Специалисты рекомендуют составить таблицу и прописать в ней поэтапно процесс. В данной таблице нужно предусмотреть графу для указания ответственных лиц. Это поможет четко обрисовать обязанности менеджера по персоналу и руководителя.
Профессиональная адаптация и функциональные обязанности нового сотрудника находятся в компетенции руководителя организации. За установлением коммуникаций и социальной адаптацией следит менеджер по персоналу.
В документ рекомендуют включить план работы нового сотрудника и ознакомить его с этим. Он должен содержать четкую модель для начинающих руководителей. Если в компании приняты тренинги, то данные об этом включают также в положение, с указанием ответственных за это сотрудников.
Обязательно нужно ввести в положение отчетность ответственных за процедуру. Это поможет подвести промежуточные итоги и сделать окончательные выводы по каждому новичку.
Положение об адаптации персонала — образец
При составлении бумаги можно руководствоваться уже имеющимися образцами. В них указаны все необходимые пункты, которым смело можно следовать. А главное, что это проверенный на опыте документ.
Здесь описаны цели и задачи данной программы, сроки и структура. В положении описаны мероприятия первой недели для сотрудников.
Сроки хранения положения об адаптации персонала
Все документы службы персонала хранятся в архиве организации. После прохождения адаптации сотрудником, все материалы по ее прохождению сдаются в трехдневный срок в отдел кадров предприятия. Сроки хранения информации разные и зависят от степени важности документа.
Данное положение относят к документам о трудовой дисциплине и хранят не менее трех лет.