Приобретая недвижимость любого рода, такого как квартира, земельный участок, дом, дача либо предприятие, необходимо получить расписку от продавца в том, что деньги были переданы в полном объеме. Такой документ является немаловажным и гарантирует совершение сделки даже в том случае, если договор о купле — продаже будет признан недействительным.
Что это такое?
При приобретении недвижимости, стороны заключают договор о купле — продаже. Документ подразумевает соблюдение обязательств, данных покупателю, а также передачу имущества в строго оговоренный срок, что в свою очередь оплачивается запрашиваемой ценой от продавца. Однако, тонкости Российского законодательства ограничивают сторонников сделки в передаче имущественных прав. Для начала необходимо оплатить стоимость, а после зарегистрировать владение документально.
Сам по себе, договор не несет юридической силы. Подтверждающими факторами совершения сделки являются акт приема — передачи и расписка о получении денежных средств.
Покупатель недвижимости вправе требовать от продавца документального подтверждения получения оплаты за недвижимость. Если деньги перечисляются через банк, в договоре необходимо указать реквизиты организации и предоставить квитанцию. Оплата в рассрочку также заверяется подписью продавца. Расписка — это официальный документ, который пишется гражданином, получающим деньги. Покупателю необходимо проверить текст на наличие ошибок и, если требуется, попросить указать сумму прописью.
Расписка составляется в произвольном порядке или по образу нотариуса. Государственное заверение не требуется. Документ служит доказательством передачи денег и является гарантией покупателя. Расписка прилагается к договору о купле — продаже недвижимости.
Правила оформления расписки
Расписка составляется собственноручно продавцом имущества или уполномоченным лицом по доверенности. Печатная форма документа не допускается. Чтобы не возникло дальнейших сомнений в подлинности, расписка оформляется на чистой бумаге, с использованием одноцветной ручки (синей или черной). Возможно написание текста на обратной стороне копии паспорта.
Правила оформления расписки:
- если собственниками имущества выступают несколько человек, документ пишет собственноручно каждый, кто получает деньги;
- не рекомендуется подписывать документ нескольким продавцам имущества;
- несовершеннолетний пишет бумагу в присутствии родителя или официального опекуна;
- сумма перечисляемых средств указывается цифрами и прописью;
- указывается полное описание объекта, адрес и другие данные;
- в документе необходимо ссылаться на договор о купле — продаже (если это аванс, следует прописать, что деньги перечисляются в счет стоимости недвижимости);
- в случае полной оплаты необходимо указать претензии к покупателю, если таковые имеются.
Расписка составляется продавцом в момент получения денег. Однако, документ может быть признан недействительным, если написан:
- под давлением;
- недееспособным человеком;
- в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- несовершеннолетним;
- под насилием, обманом.
Если документ потребуется в дальнейшем для налогового вычета, необходимо составлять бумагу по специальному образцу, когда сумма за приобретенное имущество превышает 2 миллиона рублей.
Если при передаче денег участвовали свидетели, этот факт также требуется зафиксировать в документе подписью уполномоченных лиц. Письменное засвидетельствование не обладает сроком давности и является единственным подтверждением получения денег.
Составление расписки
Договор о купле — продаже недвижимости требуется заверить в государственном Росреестре, однако, регистрация расписки не требуется. Возможно нотариальное заверение по желанию одной из сторон. Для того чтобы составить документ, необходимо приложить копию паспорта продавца, а также договор о купле — продаже недвижимости.
В содержании расписки требуется указать:
- паспортные данные получателя;
- инициалы покупателя (Ф.И.О, год рождения);
- точное описание объекта недвижимости (адрес местонахождения);
- сумма передаваемых денег (цифрами и прописью);
- отсутствие претензий к покупателю;
- дата совершения сделки;
- подпись свидетелей.
- фамилия, подпись получателя.
Если существуют устные договоренности, несущие принципиальную важность для одной из сторон, и оговоренные в устной форме, их также следует прописать в документе.
Скачать образец расписки о получении денег по договору купли-продажи по ссылке.
Риски и преимущества оформления расписки
По закону РФ, заверение расписки о получении денежных средств не требуется, однако, с юридической стороны, нотариальное оформление несет документальную силу, и минимизирует риски в ходе судебного разбирательства.
Основным вопросом в оформлении сделки является подлинность предоставленных документов. Нотариус обладает правом доступа к базе данных, по которой возможно проверить, что имущество не заложено в банке, не арестовано и не обременено задолженностями. Также, в распоряжения юриста входит подтверждение факта обладания имуществом. Если собственниками являются два и более человек, дольщики обязаны дать согласие на совершение сделки. Расписка оформляется подписью участниками сторон и нотариусом. Если утерян документ, его копию можно восстановить. При собственноручном оформлении, оригинал не подлежит возобновлению, что является риском для покупателя недвижимости.
В содержании документа, текст должен быть прописан внятно и четко, одинаковым почерком. Описание объекта — детальное. Если приобретается жилье, в расписке указывается:
- площадь квартиры или дома в квадратных метрах;
- наличие комнат, балконов, этажей;
- состояние помещения;
- примечательные особенности ремонта.
Сумма оплаты указывается как частичная, полная, задаток или аванс. Рассрочка дальнейших начислений также указывается в документе, только тогда бумага имеет юридическую силу. Подтвердить перевод денег возможно квитанцией банка или чеком по оплате. Если передается аванс, при досрочном расторжении сделки, сумма возвращается покупателю и расписка аннулируется. Задаток перечисляется на счет только если сделка сорвалась по вине продавца. В иных случаях, требования необходимо указать в документе.
Преимуществом составления расписки является факт получения денежных средств и отсутствие финансовых претензий к покупателю. Риски передачи денег под роспись -это подлинность документов. Поэтому, оформлять письменное подтверждение рекомендуется у нотариуса или по рекомендациям квалифицированных юристов.
Бланк составления расписки о получении денег по договору купли-продажи недвижимости