Получение максимальной отдачи от коллектива, является принципиальной задачей работодателя. Традиционно считается, что высокая заработная плата и наличие базовых социальных гарантией, способно само по себе мотивировать персонал на качественное выполнение работы и отличную исполнительскую дисциплину.
Однако современные задачи гораздо шире. Нужно добиться высокого уровня лояльности сотрудников. Это означает, что сотрудник не отделяет своих интересов от интересов организации. Такое положение мотивирует его на серьезное отношение к выполняемым задачам, стремление к профессиональному росту.
Именно поэтому важна сбалансированная и грамотно разработанная система мотивации работников организации (в частности, технология под названием грейдирование).
Что такое система мотивации персонала?
Система мотивации коллектива организации включает несколько направлений. Все они заключаются в том, чтобы каждый член персонала стремился к хорошим результатам труда соответственно, система мотивации состоит из нескольких групп стимулирования. Сотрудник должен понимать, что чем выше его оценка как работника, тем большие бонусы от руководства он будет получать.
Направления мотивации и стимулировании в организации можно представить следующим образом:
- увеличение заработка при отличных результатах труда и исполнительной дисциплине. При этом нужна объективная оценка деятельности. Она может включать баллы за отсутствие опозданий, осуществление функций во внеурочное время, отличное качество подготовленных документов и так далее;
- персонал должен иметь возможности для карьерного роста. Только при объективной оценки такие возможности будут привязаны к результатам труда. Иначе, не будет смысла стремиться к профессиональным достижениям. Построение карьерного роста на интригах и конфликтах, является недопустимым. Это принесет серьезные проблемы и убытки организации;
- помимо зарплаты и повышения в должности, принципы мотивации и стимулирования персонала организации включают и другие бонусы. Они могут быть совершенно любыми. Например, предоставление беспроцентных ссуд, оплата дорогостоящего лечения, приобретение работодателем путевок и корпоративный отдых.
В результате, сотрудник чувствует себя частью общности, он испытывает благодарность и привязанность к своей организации. Следовательно, такой сотрудник будет отлично работать и не будет искать себе другое место службы.
Виды систем мотивации и стимулирования персонала
Специалисты выделяют две основные формы мотивации и стимулирования коллектива организации. Такие виды разделяются в зависимости от факторов, которые воздействуют на персонал. В любом случае, на каждого работника оказывается два вида воздействия – извне и внутреннее.
Указанные виды и стали основанием для разделения систем мотивации и стимулирования персонала организации. Их следует рассмотреть подробнее:
- внешний вид характеризуется влиянием, которое оказывает на сотрудника его руководитель. Приказы и распоряжения руководства так или иначе побуждают и заставляют действовать. Соответственно, сотрудник должен понимать, что качественное и своевременное исполнение поручений приведет к получению премии или доплат. Осознавая это, он будет показывать высокую самоотдачу;
- внутренние причины. Это более глубинные процессы, которые выражают внутренне психологическое состояние сотрудника. Например, если организация оплачивает учебу ребенка в школе или пребывание в детском саду, это будет внутренним стимулом хорошо работать.
Поэтому, работодатель обязан использовать все возможности для побуждения персонала к ответственной и качественной работе.
Разработка и внедрение систем мотивации персонала на предприятии
Разработка и внедрение таких принципов является профессиональной специализированной деятельностью. Разработка и внедрение основываются на результатах анализа деятельности компании. Указанные разработка и внедрение осуществляются с учетом количества работников, структуры предприятия, специфики его деятельности.
Таким образом, разработка и внедрение принципов очень индивидуальны. Создать универсальные одинаково эффективные инструменты стимулирования, невозможно.
Порядок анализа системы мотивации персонала в организации
Анализ означает оценку эффективности системы. Сначала необходимо подробно изучить ее, получить сведения о проведении корпоративных мероприятий, количестве сотрудников, получивших бонусы и так далее.
После чего, анализ предполагает сопоставление полученных с данных с профессиональной ситуацией на предприятии. Нужно сравнить число уволившихся лиц с разбивкой по основаниям, оценить успешность деятельности компании или организации.
Отличным способом является проведение анонимного тестирования или опросов сотрудников. Такие мероприятия позволят оценить правильность выбранного подхода и его влияние на эффективность деятельности смой компании.
Экономическая эффективность системы мотивации персонала
Правильный выбор принципов, их разработка и внедрение окажут непосредственное влияние на экономическое положение предприятия. Если выбор сделан верно, это даст отдачу от каждого сотрудника, повысится самоконтроль, стремление достичь лучших результатов. В результате, неизбежно будут расти и экономически показатели, работа предприятия будет более стабильной, оно будет развиваться.