Оформление опекунства реализовывается через органы опеки и попечительства. Процедура начинается со сбора необходимой документации. Вне зависимости от того, берете ли вы опеку над инвалидом или ребенком, которому еще не исполнилось 14 лет, одним из основных документов является автобиография.
Правовые акты, регламентирующие процедуру опеки и усыновления:
- Семейный кодекс РФ;
- Положение Правительства России № 423 от 18 мая 2009 года;
- Общефедеральный закон № 48 «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г.
Автобиография для опеки — официальный документ, в котором хронологически последовательно указаны главные события из жизни автора. Она должна максимально подробно раскрыть личность человека. На основе этого документа выявляется, есть ли какие-то неблагоприятные факторы, которые могут затормозить процесс опекунства, например, наличие судимости. Именно на основе автобиографии и заявления, служба опеки и попечительства выносит решение о том, может ли данное лицо претендовать на установление опекунства.
Для чего необходима автобиография при опеке?
Наличие автобиографии позволяет работникам службы опеки и попечительства отсеять претендентов на опекунство, чьи биографии не соответствуют нормам и требованиям к усыновителям. Увидев частую смену места работы, члены комиссии могут усомниться в стабильности и постоянстве кандидата.
Законодателями был установлен порядок заполнения автобиографии для опеки, который обязательно соблюдается. В противном случае, при наличии каких-либо несоответствий, попечительские органы могут отказать в установлении опеки.
Инспекторы, которые рассматривают кандидатов в усыновители, досконально анализируют всю информацию и проверяют ее на подлинность. Желающий оформить опеку над несовершеннолетним ребенком, по своим моральным качествам должен соответствовать определенным критериям.
Кто должен составлять?
Автобиографию для оформления опекунства пишет лично усыновитель. Если в соответствующей процедуре участвует целая семья или у потенциального усыновителя есть муж/жена, то они также должны составить автобиографию. Автобиография супруга/супруги является обязательным требованием.
Если вы не уверены, что сумеете правильно и грамотно составить нужный документ, обратитесь за помощью к квалифицированным юристам. Так как от качества оформления автобиографии для опеки напрямую будет зависеть решение судебных учреждений и органов опеки.
Правила составления
Унифицированной формы написания автобиографии законодательство Российской Федерации не предусматривает, однако следует придерживаться определенных правил:
- заполнение формы в органах опеки и попечительства в соответствии с правильным образцом, ссылка на скачивание которого будет ниже;
- произвольное изложение, написанное от руки;
- распечатка после набора на компьютере.
Федеральный закон № 48 не предусматривает наибольший или наименьший размер документа. Важно, чтобы в данном документе усыновитель рассмотрел все основные моменты своей жизни, к примеру: образование, работу, семейное положение, наличие детей, судимость, смерть родственников и т.д.
Содержание автобиографии для опеки должно содержать следующие пункты:
- ФИО претендента на опекунство;
- дата и место рождения;
- подробные сведения о родителях;
- нынешний адрес, по которому проживает автор биографии;
- информация об образовании, необходимо указать все учебные заведения, которые окончил кандидат в установлении опекунства;
- трудовой стаж. Перечисляются все места работы, указывая наименования учреждений и занимаемую должность;
- семейное положение. Указывается в автобиографии также, в каком браке находится претендент: в официальном или гражданском, либо вовсе проживает один и необходимо указать имеются ли дети в семье;
- дополнительные сведения, которые могут оказаться полезны и интересны для инспекторов опеки и попечительства при установлении опекунства. К примеру, это может информация о том, что вы проходили специальные курсы по воспитанию детей или любая другая информация, которая будет характеризовать вас как ответственного и добросовестного гражданина;
- подпись автора биографии с расшифровкой и фактическая дата.
Место, куда необходимо передать автобиографию и всю соответствующую документацию, зависит от общественного статуса самого будущего подопечного. Если в качестве опекаемого выступает лицо, не достигшее совершеннолетия, обращаться необходимо в службы опеки и попечительства. Если вы намерены взять под свою опеку пенсионера или инвалида, в первую очередь, следует обратиться в службу социальной защиты по месту проживания или регистрации самого опекаемого. Когда устанавливается опека над полностью или частично недееспособным гражданином, а также над инвалидом именно 1 группы, подавать заявление с автобиографией необходимо будет в службу социальной защиты и суд по месту проживания.
Образец автобиографии для опеки
Положение Правительства № 275 от 29 марта 2000 года регламентирует, что автобиография должна быть составлена в хронологическом порядке.
На законодательном уровне предусмотрено 3 способа изложения периодов:
- в начале строки указывается период через дефис. К примеру, «1988-1998. Учеба в гимназии № 9 г. Санкт Петербурга»;
- второй период устанавливается с помощью предлога: «с 1988 по 1998 год обучалась в…»;
- написание временного отрезка после указанного события: «Поступила в Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого по специальности социология и общественные работы».
При составлении автобиографии в организацию по опеке нужно помнить, что некоторая часть информации должна быть подтверждена документально:
- ксерокопиями паспортов;
- удостоверением о рождении;
- справкой о судимости или ее отсутствии;
- свидетельством о зарегистрированном браке и так далее.
Скачать образец автобиографии для опеки по ссылке.
Дополнительные документы
Необходимый список документов для опеки:
- краткая автобиография;
- документ с места работы с указанием должности и заработной платы либо ксерокопия декларации о доходах;
- ксерокопия финансового лицевого счета;
- выписка из домовой книги или документация, удостоверяющая право собственности на квартиру;
- справка о несудимости;
- медицинское заключение общегосударственного и муниципального лечебно-профилактической организации о состоянии здоровья;
- ксерокопия свидетельства о браке, если состоите в официальном браке.
На основании заявления и приложенной к нему документации, а также акта обследования, служба опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями. Соответствующая справка является основанием для постановки на учет в качестве кандидата в установлении опеки. Заключение будет действовать в течение одного календарного года со дня выдачи.
После благополучной постановки на учет, соответствующий оператор рассматривает заявление и предоставленный пакет документации в 10-дневный срок. При обоюдном согласии оформить опеку над выбранным ребенком, оператор выдает кандидату направление на посещение этого ребенка. Действовать данный документ будет лишь в течение 10 дней с момента его выдачи. Срок может быть продлен только при наличии уважительных и веских причин, например, болезнь, служебная командировка, смерть родственника и т.д.