Нематериальные формы мотивации персонала

116
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Одной из основных задач, которые стоят перед руководителями компаний и предприятий – это мотивация персонала для выполнения поставленных целей. Основным стимулом данного направления является материальное вознаграждение за проделанную работу – повышение зарплаты, премия, другие финансовые поощрения.

Однако нематериальная мотивация также может быть весьма мощным инструментом, объединяющим всю команду и поощряющим максимально выкладываться для достижения поставленных целей (например, за счет системы грейдирования).

Согласно теории Маслоу, стандартные денежные поощрения работников закрывают исключительно низшие ступени их потребностей. Это означает, что финансовая мотивация может иметь только краткосрочный эффект.

Для того чтобы персонал компании был грамотно стимулирован на результат, нужно обязательно включать самые эффективные методы нематериального поощрения, апеллирующие к таким высшим человеческим потребностям, как саморазвитие, необходимость в уважении окружающих, желание реализовать собственный потенциал.

Что такое нематериальная мотивация сотрудников?

Нематериальное поощрение персонала – это особая форма управления, в которой, для достижения поставленных целей, используются не денежные способы поощрения подчиненных.

Специальные мероприятия, разработанные в рамках данного метода, направлены на:

  • Поддержание благоприятной атмосферы в коллективе;
  • Усовершенствование условий работы;
  • Поднятия боевого духа коллектива;
  • Высокой сплоченности и развитии корпоративного духа;
  • Повышения лояльности и доверия работников.

Чтобы нематериальное поощрение действительно имела успех, нужно подобрать оптимальные формы влияния на коллектив, с учетом таких факторов, как психотипы сотрудников, их менталитет и эмоциональный настрой. Важны и другие факторы, часто возникающие в условиях кризиса.

Система нематериальной мотивации персонала

Чтобы построить эффективную систему нематериальной мотивации персонала, следует опираться в своих действиях на такие факторы:

  • Ни в коем случае не пренебрегать материальными стимулами – заработными платами, премиями, и т. д., которые необходимы каждому работнику для удовлетворения его элементарных потребностей и преодоления трудностей — к ним можно отнести выплату кредита;
  • Разрабатывать систему нематериальной мотивации сотрудников следует вместе с линейными руководителями и HR-специалистами. Только тогда форма воздействия на коллектив и выбранные для этого инструменты будут максимально приближенными к реальности;
  • Для разработки нематериальных методов поощрения сотрудников придется понести материальные затраты. Их размер согласовывается с руководством;
  • Чтобы мотивация всегда оставалась высокой, следует подбирать в компанию персонал, обладающий способностью к самомотивации – организовать эффективную работу таких сотрудников будет значительно проще.

Скачать образец положения на примере реальной компании

Нематериальная мотивация персонала в условиях кризиса

Особенно важна подобная мотивация работников компании или предприятия в условиях кризиса. Какие именно эффективные формы стимулирования должны быть выбраны руководством, чтобы бизнес продолжал развиваться?

Как показывает практика, самые действенные методы нематериального поощрения, это:

  • Обучение сотрудника в профильном заведении, которое оплачивается компанией;
  • Социальные льготы – льготные путевки на курорты, дополнительный отпуск, организация для сотрудников спортивных залов;
  • Репортаж в газете или на одном из местных каналов об отличной работе сотрудника;
  • Торжественные проводы на пенсию;
  • Личное поздравление каждому работнику с важными для него датами;
  • Символические подарки сотрудникам с логотипами компании;
  • Организация соревнований между отделами компании, с обязательным награждением победивших;
  • Корпоративные вечеринки;
  • Празднование Нового Года с вручением подарков;
  • Организация гибкого графика работы, либо предоставление возможности работать отдаленно для отдельных сотрудников;
  • Предоставление работникам компании возможности карьерного роста и самосовершенствования;
  • Предоставление специальных льгот работающим на предприятии женщинам.

Порядок разработки системы нематериальной мотивации персонала

Чтобы разработать эффективную систему поощрения сотрудников в обычных условиях работы предприятия, либо в условиях кризиса, следует придерживаться таких правил:

  • Такая мотивация должна быть направлена на решение тактических задач бизнеса;
  • Она должна охватывать не отдельных сотрудников, а все категории работников;
  • Система поощрений составляется с учетом всех этапов развития компании;
  • Следует выбирать правильные методы и формы поощрения, учитывать физические и социальные потребности работника, его потребность в безопасности и защите, самоуважении и уважении, также учесть потребность самореализации;
  • Поощрения не должны стать рутинными, нужен эффект новизны.

Людей очень часто мотивируют простые и доступные вещи. Начальнику стоит начать здороваться с работником, обращаясь к нему по имени. Нужно не только информировать персонал, но и давать возможность людям выговориться.

Время от времени работников можно награждать дополнительными выходными, а если требуется, отпускать пораньше домой. Естественно, все выбранные формы и методы должны осуществляться в рамках ТК РФ.

Бесплатная консультация юриста по телефону: