Отталкиваясь от трактовки этого понятия, установленного статьей 398 ТК РФ, под коллективным трудовым спором подразумеваются появившиеся и нерешенные разногласия касательно исполнения контракта , игнорирования мнения сотрудников компании и прочих нарушениях нормативных документов, случившиеся между сотрудниками предприятия (или же их представителями) и работодателями.
Следует отметить, что конфликт на производственной почве, состоявшийся между руководителем и большим количеством сотрудников, является намного более неблагоприятным и опасным для производственной деятельности компании, чем индивидуальный, в виду того, что затрагивает не отдельно взятые личности, а определенный процент от всего персонала. Без его разрешения возможна забастовка с последующей остановкой производства.
Коллективные трудовые споры
Кратко о порядке разрешения коллективных трудовых споров.
Любой конфликт, затрагивающий некую часть персонала компании, решается строго в определенной последовательности:
- Первоочередно образуется примирительная комиссия, главенствующей целью которой является разрешение возникшей ситуации «внутри» предприятия, без привлечения сторонних участников и органов юрисдикции. Естественно, этот вариант решения вопроса является наиболее благоприятным, так как позволяет избежать множества бюрократических процедур и сохранить имидж компании;
- Если все усилия примирительной комиссии не принесут желаемого результата, то необходимо тогда привлекать посредника для устранения неблагоприятной ситуации;
- Последняя инстанция – трудовой арбитраж, решение которого будет окончательным.
Причины возникновения коллективных трудовых споров
Если причинами других нежелательных ситуаций на производстве может быть что угодно (начиная от претензий по работе и заканчивая конфликтом на почве личностных отношений), то конфликты между руководством и множеством сотрудников возникают из-за грубых нарушений прав трудящихся.
Как бы там ни было, но все конфликты на почве производства, рассматриваются Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Рассматриваемая служба является частью государственного аппарата, и главным ее предназначением является всяческое содействие в разрешении подобного рода ситуаций.
По этой же теме пригодится статья о подсудности трудовых споров.
Виды трудовых коллективных споров
Классификация конфликтов на предприятии, возникающих между руководителем предприятия и трудящимися, основывается на перво-причинах, которые привели к развитию данной ситуации:
- Конфликты, возникновению которых не сопутствовали разногласия в плане коллективно-договорного регулирования.
- Конфликты, причинами возникновения которых становятся грубые нарушения заключения или выполнения заключенного договора.
Кстати сказать, эта классификация имеет принципиальное значение. Все дело в том, что в первом случае речь идет исключительно о тех вещах, которые начальник вправе решать единолично, и никто ему не запрещает при необходимости игнорировать мнение подчиненных.
Во втором случае причинами конфликта становятся нарушения договора и прав трудящихся.
Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора
Согласно ч. 4 ст. 398 ТК РФ(скачать кодекс можно по ссылке ниже) , забастовкой называется временный отказ сотрудников предприятия выполнять свои обязанности в той или иной мере.
Важно – забастовка возможна только на добровольной основе, никто и никогда не в праве, в порядке приказа, заставить человека принимать участие в забастовке против его воли.
Первостепенной задачей забастовки является решение сложившейся ситуации с привлечением внимания общественности к возникшей проблеме.
ФЗ о порядке разрешения трудовых коллективных споров
Федеральный закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров вы можете скачать, перейдя по этой ссылке:
Коллективный трудовой спор ТК РФ
С учетом того, насколько неблагоприятными могут быть последствия рассматриваемого явления, на законодательном уровне четко закреплены все моменты, относительно трактовки этого явления и путей его возможного разрешения.
В данном случае самой главной целью является обеспечение гарантии соблюдения всех прав трудящихся вне зависимости от формы собственности предприятия, на котором они осуществляют свою деятельность.
Опять-таки, ни одни грамотный менеджер не допустит возникновения коллективного спора на производстве, не говоря уже о его разрешении при помощи сторонних лиц.
Ведь надо понимать, что конфликт между сотрудниками и руководством предприятия на ровном месте не возникает — ему обязательно предшествуют определенные настроения.