Как правильно оформить договор купли-продажи авто?

22
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Когда один гражданин желает продать свое автотранспортное средство, а другой хочет его приобрести — составляется договор купли-продажи. В соглашении описываются все нюансы проведения сделки (включая отсутствие штрафов, иначе новый владелец столкнется с проблемой, описанной здесь). Как правильно оформить договор купли-продажи и какие потребуются документы, описано в статье.

Необходимые документы

Перед оформлением договора о купле-продажи авто, каждому покупателю необходимо убедиться, что:

  • приобретаемый объект не является залоговым имуществом;
  • нет регистрационных ограничений;
  • не является купленным в кредит, по которому долг перед кредитным учреждением еще не погашен;
  • не числятся за ним штрафы от государственной автотранспортной инспекции;
  • не является арестованным имуществом.

Составление договора о купле-продаже автотранспортного средства между физическими лицами требует сбора некоторых документов. По закону, продавец обязан предоставить следующие документы:

  • личный паспорт;
  • бумаги, свидетельствующие, что транспортное средство прошло регистрацию;
  • паспорт автомобиля (ПТС);
  • полис обязательного страхования машины — ОСАГО.

Для составления договора о купле-продаже машины, от потенциального покупателя требуется предоставить только российский паспорт.

Особенности оформления договора купли-продажи авто

Порядок продажи автотранспортного средства:

  • предварительное устное обсуждение условий сделки купли-продажи автомобиля между продавцом и потенциальным покупателем. Например, цена, порядок оплаты и т.д.;
  • письменное оформление устной договоренности;
  • заполнение паспорта авто (ПТС);
  • выплата стоимости автомобиля;
  • передача машину новому владельцу;
  • вручение всей документации о машине покупателю;
  • процедура регистрации машины в уполномоченном учреждении — в ГИБДД;
  • обращение в МРЭО.

В соответствии с российскими законами, перед продажей автотранспортного средства, его не обязательно снимать с учета в государственной автомобильной инспекции. Покупатель, после заключения договора купли-продажи, вправе ставить на учет машину в любом отделении госинспекции, вне зависимости от места проживания. Подобные новшества введены уполномоченными государственными органами в целях обеспечения ускоренного процесса купли-продажи авто.

В договоре купли-продажи автотранспортного средства обязательно указывается информация:

  • оглавление документа;
  • дата заключения сделки;
  • город;
  • сведения о продавце;
  • сведения о покупателе;
  • сведения об объекте покупки;
  • обязательства продавца и покупателя;
  • подписи участников сделки.

Скачать образец договора можно по ссылке.

Между юридическим и физическим лицом

По закону, чтобы продать авто, юридическому лицу необходимо выполнить действия:

  • при принятии решения о продаже конкретной транспортной единицы, уполномоченным лицом (директор, руководитель или иное доверенное лицо) создается соответствующий приказ. Документ отражает условия сделки купли-продажи, сведения о физическом лице, желающем купить данное авто;
  • собрать независимую экспертизу, обратившись в оценочную организацию. Необходимость проведения оценочного анализа заключается в установлении рыночной стоимости продаваемого объекта (автомобиля).

После выполнения вышеуказанных действий, следует процедура составления договора купли-продажи. Процедура продажи машины юридическим лицом физическому требует составления договора купли-продажи. В контракте обязательно указываются реквизиты юридического лица. После составления договора, от покупателя следует перечисление денежных средств юридическому лицу. Все полученные средства обязательно проводятся через кассу компании и оформляются в соответствии с приходным ордером. В случае отсутствия кассового аппарата, деньги переводятся на банковский счет юридического лица.

После получения оплаты от физического лица, компания оформляет акт приема-передачи машины. В акте обязательно указываются характеристики авто. Затем покупателю нужно отправиться в отделение ГИБДД, в данном учреждении будут внесены новые записи о смене владельца.

Для юридических лиц

Процедура составления договора о купле-продаже между юридическими лицами не сильно отличается от реализации авто физическому лицу от компании. Отличительная черта — в составлении специальных приказов обеими сторонами сделки о покупке (продаже) авто. Участники договора в приказах отмечают условия сделки, стоимость и сведения о проводимой оценочной экспертизе.

При продаже организацией авто, необходимо оплатить налог в размере 18%. В договоре о купле-продаже машины НДС автоматически начисляется.

Порядок оформления сделки в ГИБДД

Сам документ о продаже машины срока действия не имеет, но покупатель обязан в строго установленные законодательством сроки, оформить покупку на учете в ГИБДД. По закону, данный период составляет 10 дней с момента заключения договора купли-продажи. Если в отведенный период новый владелец не поставит на учет машину, то он обязан будет заплатить штраф.

Новому владельцу, для обращения в государственную автоинспекцию, необходимо подать перечень определенных документов:

  • заявление о регистрации авто;
  • паспорта машины и владельца;
  • договор купли-продажи;
  • бумаги о регистрации;
  • полис ОСАГО;
  • квитанция об оплате государственной пошлины за внесение изменений в ПТС. Ее размер равен 350 руб.

В случае, если покупатель желает сменить номерной знак на машине, то по закону, требуется оплатить еще один вид пошлины. Стоимость пошлины составит 2000 рублей.

После постановки на учет авто в ГИБДД, следует обратиться в МРЭО. Этапы обращения в данную организацию следующие:

  • поставить свой автомобиль на проверку и на сверку номеров деталей машины;
  • заполнить бланк постановки на учет;
  • работник автомобильной инспекции заверяет бланк (срок действия данного документа приравнивается к одной неделе);
  • подача всех необходимых документов (перечень указан выше);
  • сотрудники госинспекции регистрируют автомобиль в течение 1-6 часов.

После регистрации в МРЭО, владелец авто получает перечень документов, среди них ПТС и свидетельство о регистрации, если сменились номерные знаки. Чтобы не возникало проблем в будущем, при получении новой документации рекомендуется тщательно проверить ее на наличие ошибок или неточностей.

Договор купли продажи прицепа

Под прицепом подразумевается транспортное средство без двигателя, которое присоединяется к автомобилю. Сделки по купле-продаже прицепа оформляются на основании договора. Прицеп, также, как и автомобиль, требует прохождения периодического техосмотра и регистрации в органах государственной автомобильной инспекции. Поэтому для составления договора о его купле-продаже, требуется предоставить такой же пакет документов, как и при продаже (покупке) автомобиля.

Особенностью оформления сделки с прицепом является страховой полис ОСАГО. По закону, необходима страховка, если прицеп вмещает в себя свыше 3,5 тонн, если грузоподъемность меньше, то страховка не нужна.

Чтобы правильно оформить договор купли-продажи прицепа можно обратиться за услугами юриста или можно использовать представленный образец. Скачать пример документа можно тут. Нотариального заверения соглашение не требует.

Бесплатная консультация юриста по телефону: