Составление договора купли-продажи является самым распространенным способом на сегодняшний день передать право собственности на недвижимость другому человеку. Продать посредством составления соглашения можно как нежилую, так и жилую площадь. Чтобы обезопасить заключаемую сделку между покупателем и продавцом, можно заключить предварительный договор купли-продажи недвижимости. Как осуществляется оформление документа и какие особенности ожидают участников сделки, рассмотрим подробнее в статье.
Купля-продажа жилой и нежилой недвижимости
Жилое недвижимое имущество — это обособленная площадь квадратных метров, которая пригодна для проживания граждан на постоянной основе. К тому же такая недвижимость, согласно Жилищному Кодексу, обязана соответствовать санитарным, градостроительным, противопожарным и техническим условиям. В отличие от жилого помещения, нежилое не предназначено для постоянного проживания людей. Это может быть склад, офис, площадки на рынке или производстве. Договор купли-продажи является основанием для передачи прав собственности другому человеку в обоих случаях.
Недвижимость может иметь несколько собственников, а следовательно жилплощадь оформлена в долевую собственность. Основаниями для формирования долевой собственности выступают:
- осуществление приватизации квартиры на всех граждан, зарегистрированных в ней, на момент прохождения процедуры;
- раздел жилплощади, в случае, когда недвижимость находилась в совместной собственности двух супругов;
- жилплощадь перешла по наследству нескольким претендентам.
Каждый собственник может принять решение продать свою долю, которой он владеет. Для этого составляется договор купли-продажи, с прописанными условиями сделки. Продавец доли по законодательству обязан предложить осуществить покупку другим сособственникам жилплощади. Если последовал отказ участвовать в сделке или в течение месяца не было предпринято каких-либо шагов, то разрешается предложить оформить сделку посторонним людям.
В случае, если порядок действий не был соблюден должным образом и договор купли-продажи недвижимости был предложен сразу посторонним людям, то собственники жилплощади могут оспорить этот документ в течение трехмесячного срока в судебном органе.
Оформление договора купли-продажи недвижимости
Договор купли-продажи обязательно должен быть составлен с соблюдением всех законодательных норм и условий. Это оградит продавца и покупателя от дальнейших судебных проволочек и позволит в положенный срок оформить переход права собственности.
Оформляется сделка купли-продажи недвижимости между покупателем и продавцом по следующему порядку действий:
- поиск подходящего недвижимого имущества с нормальными условиями для проживания;
- продавец осуществляет подготовку важной документации — бумаги, относящиеся к квартире, документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по ЖКХ, а также отсутствие арестов, ипотечного или арендного обременения;
- подписание предварительного договора купли-продажи недвижимости;
- если собственных средств для расплаты не хватает, то можно обратиться в банк для взятия кредита или в Пенсионный фонд для использования материнского капитала (при наличии права);
- составление и подписание договора купли-продажи недвижимости;
- посещение Росреестра или МФЦ для проведения государственной регистрации;
- получение документов, удостоверяющих право собственности, на руки.
В договоре купли-продажи должна содержаться нижеперечисленная информация:
- сведения о продавце и покупателе — реквизиты их паспортов, ФИО, местожительство и т. д.;
- данные о приобретаемом недвижимом имуществе — месторасположение, количество квадратных метров, номер по кадастру;
- ценовое предложение;
- порядок произведения выплаты первоначального взноса, ключевой долговой суммы, срок и метод осуществления погашения — безналичным платежом или наличными;
- фиксирование стороны, которая будет нести ответственность за платежи, за государственную регистрацию в Росреестре;
- указание даты, когда будет осуществлена передача недвижимости в другие руки;
- перечисление мер ответственности за полное или частичное нарушение условий договора купли-продажи.
Бланк договора купли-продажи недвижимости можно скачать по ссылке. Для составления договора потребуется сбор документов, а также отдельный комплект бумаг в Росреестр для регистрации.
Необходимые документы
Прохождение быстрой процедуры предполагает продавцом сбор устанавливающих и подтверждающих право документов. К документам, прилагающимся к договору купли-продажи, относятся:
- паспорта участников сделки;
- документация, подтверждающая законность оснований владения недвижимостью — договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о наследстве;
- свидетельствующий документ о государственной регистрации, если оно было оформлено до июля 2016 года или выписка из ЕГРН, после этой даты;
- технический паспорт из БТИ, действительный пятилетний период;
- выписка из домовой книги;
- справка из ФНС об отсутствии долговых обязательств по ЖКХ и дубликат лицевого счета;
- свидетельство о госрегистрации брачного союза или о его расторжении, а также свидетельство о кончине супруга/-и;
- нотариально оформленное согласие супруга/-и, если продаваемая недвижимость признана совместно нажитым имуществом. Если имущество было получено во время супружества по наследству или по дарственной, то согласие не требуется;
- согласие органов опеки и попечительства, если в квартире прописаны несовершеннолетние дети;
- договор купли-продажи недвижимости в 3-х экземплярах.
Для обращения в Росреестр, после подписания договора купли-продажи, потребуется предоставить другой комплект документов.
Регистрация прав собственности
Чтобы регистрация права собственности на новую недвижимость в Росреестре прошла в ускоренном режиме, определенные документы подлежат сбору. Обращение в отделение Росреестра осуществляется посредством написания заявления. Список документации:
- договор купли-продажи недвижимости;
- право собственности, подтвержденное соответствующим свидетельством;
- справка из БТИ с оценкой стоимости недвижимого имущества;
- кадастровый паспорт;
- квитанция о произведении уплаты пошлины;
- согласие супруга или органов опеки и попечительства;
- справка об отсутствии обременения на недвижимость.
Пошлина оплачивается в размере 2000 рублей. Регистрация осуществляется в течение недельного срока или же девятидневного, если документы были поданы через МФЦ. Новый собственник по договору купли-продажи получает выписку из ЕГРН.