Процесс оформления опеки над ребёнком — трудоёмкий. Это связано с тем, что органы опеки должны быть уверены, что в новой семье ребёнку будет комфортно, и жилищные условия опекуна не помешают дальнейшему гармоничному развитию чада. Таким образом, процедура становления опекуна требует оформления множества договоров, заявлений и иной документации. Одной из требуемых для согласия органов опеки бумаг является характеристика на опекуна (составляется, в том числе, на основе составленной им автобиографии для опеки).
Для чего необходима?
Согласно действительному законодательству Российской Федерации, допускается оформление опекунства над следующими категориями лиц:
- Пожилыми людьми;
- Недееспособными лицами;
- Несовершеннолетними.
Фактического требования для характеристики на опекуна в органы опеки и попечительства при усыновлении ребёнка нет, однако вышеуказанные представители исполнительской власти вправе потребовать рассматриваемый документ. Данный акт в первую очередь необходим для:
- Удостоверения социального статуса предполагаемого опекуна;
- Подтверждения пригодности жилищных условий для несовершеннолетнего;
- Убеждения в психической и физической дееспособности будущего опекуна;
- Выяснения уровня доходов данного гражданина и параметров его трудовой занятости;
- Подтверждения психологической, моральной и материальной подготовленности гражданина к статусу опекуна.
Органы опеки и попечительства чаще всего требуют характеристику, если их подопечному ещё не исполнилось 14 лет. Причиной этому является тот факт, что в случае несовершеннолетних допускается опека только до 14-летнего возраста. После получения отпрыском паспорта, если он дееспособен, его берут под попечительство. Документы при этом переоформляются автоматически, без дополнительных заявлений и иной документации.
Кто составляет?
В зависимости от места, где оформляется рассматриваемый документ, на его установление уполномочены следующие лица:
- Работодатель (директор или его заместитель);
- Главный бухгалтер с места трудоустройства;
- Участковый полицейский инспектор;
- Уполномоченные сотрудники комитета самоорганизации населения;
- Уполномоченные работники домоуправляющей организации (ЖЭУ и т. д.).
При составлении характеристики на опекуна в органы опеки и попечительства допускается привлечение третьих лиц в качестве свидетелей.
Правила оформления характеристики на опекуна
Нюансы оформления характеристики в органы опеки и попечительства отражены в следующих нормативных актах:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 31-40);
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ, принятый 24 апреля 2008 года.
Однако ни в одном законе не указывается строгая форма характеристики. Из этого следует, что рассматриваемый документ оформляется в произвольной форме. Однако содержание характеристики на опекуна — строго установлено, и рекомендованной структурой акта является следующая:
- Указание органов опеки и попечительства в качестве адресата;
- Личные реквизиты гражданина, претендующего на полномочия опекуна;
- Подробная характеристика этого физического лица;
- Заключительные положения (подписи и прочие реквизиты оформителей).
Образец характеристики на опекуна в органы опеки и попечительства доступен по ссылке:
Действительный документ оформляется в письменной форме (допускается и печатная версия) разборчивым почерком — без помарок и ошибок. Сведения, излагаемые в характеристике, должны быть достоверными. Инспекторы по опеке и попечительству уполномочены проверять истинность изложенной информации, и, в случае её заведомой ложности, лишить рассматриваемый акт юридической силы. В характеристике должны стоять подписи всех привлекаемых в качестве свидетелей граждан.
С места работы
Характеристика предполагаемого опекуна для органов опеки может выдаваться по месту трудоустройства данного гражданина. В документе работодатель выносит собственный оценочный вердикт сотруднику. Главной особенностью оформления характеристики с места работы является то, что форменный бланк акта индивидуален для каждого предприятия.
В настоящем документе для органов опеки и попечительства указываются следующие данные:
- Личные реквизиты сотрудника (ФИО полностью, паспортные данные, адрес проживания);
- Степень образованности и наличие наград у гражданина;
- Дата вступления в должность и увольнения;
- Степень карьерного роста;
- Квалификация и корпоративные навыки работника;
- Способность работы в коллективе (для рядовых сотрудников);
- Качества лидера (для руководящих должностей);
- Личностные характеристики (характер, трудоспособность, целеустремлённость и т. д.).
В рассматриваемом документе проставляются личные реквизиты директора предприятия. В качестве свидетелей допустимо привлечение других сотрудников.
С места жительства
Органы опеки уполномочены запросить и бытовую характеристику предполагаемого опекуна. Действительный документ оформляется по месту жительства участковым полицейским или уполномоченным представителем местного органа домоуправления. Чтобы составить характеристику в органы опеки с места жительства опекуна необходимо заручиться свидетельскими показаниями соседей физического лица.
В характеристике с места проживания в обязательном порядке указывается следующая информация:
- Количество человек, проживающих на жилплощади будущего опекуна;
- Характеристика гражданина как личности и соседа;
- Производились ли на предполагаемого попечителя жалобы в полицию со стороны других жильцов, если да — на каких основаниях;
- Реквизиты органа или уполномоченного служителя полиции, которым оформлялся рассматриваемый документ;
- ФИО и номера квартир соседей, поставивших свои подписи.
Рассматриваемый документ не является столь же востребованным как характеристика с места работы. Чаще всего он прилагается в дополнение к первому акту.
Список документов
Для оформления опекунства в органы опеки, в едином пакете с характеристиками с мест работы и проживания, необходимо подать следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность будущего опекуна;
- Свидетельство о рождении ребёнка, которого берут под опеку;
- Медицинское свидетельство об отсутствии инфекционных заболеваний;
- Справка об отсутствии судимости;
- Личная биография;
- Письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи данного гражданина на совместное проживание с подопечным ребёнком;
- Документы, удостоверяющие право собственности на недвижимое и движимое имущество опекуна;
- Свидетельства о заключении/расторжении брака и о рождении детей;
- Письменное согласие ребёнка (старше 10 лет).
Рассматриваемая документация, включая характеристики гражданина, преподносится в органы опеки в виде оригинальных актов и ксерокопий.