Чтобы оформить владение землей, следует документально утвердить право собственности на участок. Процедура зависит от способа получения надела и его принадлежности. При оформлении уделяют внимание сбору необходимых документов и соблюдению порядка действий, нацеленных на то, чтобы оформить право собственности.
Как оформить в собственность земельный участок?
Существует несколько способов получения земли, на которую нужно оформить право собственности:
- получение участка в результате сделки – наследование, дарение, купля-продажа;
- приватизация надела, находящегося в государственном или муниципальном фонде;
- передача земли уставным капиталом юридическому лицу.
Чтобы оформить участок земли в собственность, обращаются в отделение Росреестра по месту нахождения надела. Законодательство не предписывает сроков, в течение которых следует подавать документы. Однако право владения землей официально отсчитывается с момента государственной регистрации.
До того, как собственник оформит владение, он не может распоряжаться им, строить, прописывать, подводить коммуникации. В интересах граждан оформить право собственности на землю в короткий срок.
Для этого первым этапом процесса оформления становится сбор документации. В зависимости от способа получения надела главными бумагами являются правоутверждающие акты, свидетельствующие о текущем собственнике.
Если земля в аренде
Арендованную землю допускается оформить в собственное владение при соблюдении следующих условий:
- на участке под индивидуальное жилищное строительство имеется сданный в эксплуатацию жилой дом с оформленным на него правом владения;
- на дачном участке имеется баня, хозяйственная постройка или гараж.
Чтобы оформить в собственность земельный надел, арендованный у государства, придерживаются следующего порядка действий:
- проводят процедуру определения границ и составляют межевой план, процесс можно осуществить бесплатно, если выстоять очередь до полугода, или через лицензированную фирму за 5-10 тыс.;
- с межевым планом, паспортом и квитанцией об уплате госпошлины идут в Кадастровую палату и ставят выделенную землю на налоговый учет, после чего заявителю в течение двух недель выдается кадастровый паспорт;
- с полученными документами обращаются с заявлением к главе муниципального образования, который выдает согласие об отчуждении земли из государственного фонда;
- последним этапом становится регистрация права собственности, оформить которую можно в местном отделении Росреестра.
Если земля под многоквартирным домом
Жители многоквартирного дома вправе оформить долевое владение соответствующим земельным участком. Такой шаг обусловлен необходимостью контроля над застройкой прилегающих территорий. Жители получают возможность препятствовать возникновению автостоянок, гаражей, магазинов, и обустраивать участок по своему усмотрению.
Оформление общей долевой собственности на землю под многоквартирным домом осуществляется по общей процедуре. Документы на постройку передаются в органы Росреестра. По результатам регистрации свидетельство о владении землей не выдается на руки. Вместо этого в документах на квартиру каждого собственника указывается долевое право собственности.
Участок под гаражом
Оформить землю под гаражом в собственность допускается по программе дачной амнистии. Процедура регистрации права владения аналогична – проводится межевание, оформляется кадастровый паспорт, после чего утверждается принадлежность участка.
Вопрос о земельном наделе под гаражом окончательно не урегулирован законодательством. Это обусловлено тем, что сам тип недвижимости не имеет достаточной базы для правового регулирования. В 2017 году в Госдуму внесен проект о гаражной амнистии, позволяющий оформить право собственности на гараж. Такой шаг значительно упростит и оформление земли под ним.
Если дом уже оформлен в собственность
Если дом уже оформлен в частную собственность и передается через акт купли-продажи, дарение или иным способом, оформляется он в стандартной процедуре:
- собираются и подготавливаются документы;
- оплачивается государственная пошлина;
- документы подаются в управление Росреестра по месту нахождения объекта;
- в установленный срок – обычно в течение двух недель – получают документы с регистрацией.
Чтобы оформить право собственности на землю, следует учитывать нюанс. Документы считаются поданными тогда, когда представляется квитанция об оплате госпошлины. Оплатить ее можно до, во время или после подачи основной документации. Но процедура рассмотрения не будет начата, пока не будет платежного документа. Если такового не предоставить в течение 10 дней, бумаги возвращаются владельцу.
Необходимые документы
Пакет документов для оформления земли в собственность:
- бланк заявления на регистрацию права собственности – образец заявления оформляется сотрудником Росреестра на месте;
- паспорт или доверенность на представителя, подтверждающая полномочия;
- квитанция об уплате госпошлины и ее копия;
- выписка, сделанная из кадастрового плана земельного участка;
- бумаги, указывающие на способ получения участка – акт купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство;
- документы от второй стороны, от которой отчуждается земля – подтверждение собственности, согласие на передачу, иные акты.
По результатам рассмотрения заявления владельцу выдается свидетельство о праве собственности на землю. Если проверка документов выявила причины для отказа – о невозможности оформить участок заявителя уведомляют.
Сколько стоит оформление?
Стоимость оформления земли в собственность определяется двумя величинами – размер госпошлины и сопутствующие расходы. Первая величина фиксирована – 350 рублей для дачных и гаражных участков, 2000 рублей для земли под нежилое строительство или регистрацию имущества.
Сопутствующие расходы – нотариальное заверение соответствующих документов, оплата кадастрового инженера по межеванию участка – может выйти до 15-20 тыс. Расценки зависят как от должностных лиц, так и от регионов, в которых нужно оформить право владения землей.
Важным аспектом является оплата госпошлины за оформление. Она производится только от лица собственника, на чье имя оформляется участок, даже если средства вносятся иным лицом. Данное предписание касается и банковских счетов, с которых переводятся деньги – они должны быть оформлены на заявителя.
В ином случае сотрудник Росреестра приостановит регистрацию и укажет на ошибку. Внесенные средства можно вернуть отдельным заявлением сразу, или вместе с получением свидетельства о праве собственности.
Когда земельный участок не может быть приватизирован?
В соответствии с предписаниями законодательства на земельные участки нельзя оформить право собственности, если они:
- принадлежат государственным паркам или заповедникам;
- находятся под военными объектами;
- находятся под государственными учреждениями;
- имеют статус общего пользования;
- выделены под кладбища;
- принадлежат лесному или водному фонду, иным охраняемым территориям.
Определенные территории из перечисленных категорий земель могут быть выделены в аренду, однако оформить их в право собственности не допускается.